ZABEJ | Футбольный онлайн менеджер

Z-Daily - Ринус Михелс. Создатель тотального футбола. (ч.2)

Итак, для начала нужно разобраться при какой схеме играли команды Михелса. Безоговорочно, основной являлось построение 4-3-3, которое до сих пор считается одной из самых распространенных схем. Для сборной базис основных исполнителей состоял в «Аяксе». Главная идея тотального футбола - это полное доминирование в контроле мяча. Публика, которая дождалась матча Аякса на родном стадионе в Амстердаме, видеть не желала другой игры, кроме полной доминации своей команды. Правило, которое заключалось в том, чтобы не давать мяч сопернику, а держать его у себя подольше. Если мяч у нас, то нам не забьют - прекрасное определение. Пойди забери мяч в Круиффа, Неескенса, Репа. Задача не из легких, которая удавалась не многим.

Ни одна тактика в мире не обладает полностью одними преимуществами. Тогда футбол был бы не столь привлекательным зрелищем. Этот стиль игры - не исключение. Когда голландцы контролируют мяч на половине поля соперника, то заметно оголяют тылы в обороне, куда могут просочиться быстрые контратаки. Тактика имеет основное свойство - это допустить минимум брака. Ведь, когда кто-то один из игроков команды допустил оплошность, то все наработки на тренировках, тренерские установки могут сойтись на нет. Это определенный риск. Немногие тренеры будут использовать сей метод, потому как большая доля ответственности находится на них. Все нужно учесть, любые тонкости крайне важны. Крайние нападающие обязательно должны обладать феноменальной скоростью - это приблизит схему к успеху.

Прессинг - важная составляющая для тотального футбола. Нужно не дать оппоненту завладеть мячом, а самим как можно дольше держать нити игры. В таком случае контроль мяча составляет не менее 70%, что говорит о том, что команда контролирует мяч больше 2/3 игрового времени. Пространство в соперника на поле быть не должно, ведь он сможет в этот период что-то предпринять. Но все это будет просто невозможно, если тренер не будет иметь в своей команде игроков высочайшего класса, в ином случае - весь принцип тотальной игры невозможен. Успеваемость на поле играет самую важную роль, квалификация игрока, который берет на себя огромную ответственность. Каждый отвечает за каждого. Михелс создал эту принцип, потому как видел в нем перспективу, он был уверен в своих подопечных.

Обязательным элементом в построениях Михелса значится, что игрок этой линии должен отвечать за свою зону, защитники должны защищаться, полузащитники контролировать мяч, крайние нападающие совершать быстрые прорывы по флангах, форвард должен реализовывать моменты. Главное, чтобы игрок выполнял свое основное задание, которое стоит перед ним изначально. Для защитника необходимо исполнять оборонительные функции, если он пойдет в атаку и допустит брак - это будет серьёзной ошибкой, которая может повлечь за собой неуверенность тренера к игроку. Если защитник пошел вперед, а эпизод завершился успешно - это просто упустится тренером из виду. Но в следующем эпизоде этого делать не стоит. Должна быть минимальная ступень риска, контроль мяча не должен сопоставляться с опасными моментами на своей половине поля. Во всяком случае, роль тренера очень важна, потому как на нем лежит вся ответственность.

Михелс обладал приличным запасом для игры в футбол. Это, прежде всего, очень грамотный специалист, который умел поставить игру не только исключительно в данном ключе, где смотрится все немного топорно. Он знал, как можно изменить игру команды по ходу матча, чтобы риск был минимален. Контроль мяча - это сложнейший элемент в футболе, он это знал. Но также он прекрасно знал, что это наиболее эффективный способ для достижения необходимого результата, который приходил к сборной Голландии в 70-х годах на чемпионатах мира, а также на ЕВРО-88.

Джонатан Уилсон в книге "Революция на газоне" приводит оригинальную мысль о том, что концепция игры, которую придумал Михелс, могла родиться только в голове голландца. Потому что главное в ней - это манипулирование пространством. А голландцы в этом - непревзойденные мастера. Так сложилось исторически. Им пришлось такими стать, потому что на своей земле они должны были сражаться с природой за каждый клочок пространства. Это сидит у них в подсознании. И "тотальный футбол" "Аякса" 60-х - отражение такого подхода.

Михелс раздражался, когда его просили рассказать, как он это все придумал. "Они считают, что я - профессор, чертящий формулы. Все было по-другому. Ты приходишь в команду, у которой плохие времена, и думаешь, как бы вытащить ее. Видишь, что можно улучшить то или это. Подбираешь игрока под эту задачу. Потом видишь, что можно сделать это еще лучше, а что-то добавить. Перестраиваешь команду и получаешь новый результат. Так это работает", - объяснял великий голландец.

"Тотальный футбол" получился из такой постепенной эволюции. Михелс приучил игроков работать с мячом, вбил в них культуру паса. Он позволил Кройфу быть свободным художником, но заставил железно работать на команду. Он вовремя заметил верблюжью выносливость полузащитника Йохана Неескенса и "приклеивал" его к плеймейкеру противника, заставляя следовать за оппонентом по всему полю. Сначала это было простое решение. Но когда Неескенс стал выдвигаться за опекаемым слишком далеко, за ним привыкли выходить и партнеры. Михелс уловил это и принял меры. Теперь, когда противник пытался организовать атаку, на него наседало несколько человек так родился "высокий прессинг". Он потребовал идеально отлаженной игры защитной линии. Так появилась "офсайдная ловушка". Сложные командные маневры потребовали абсолютной взаимозаменяемости. Так родилось "оранжевое чудо", поразившее планету на чемпионате мира 1974.

Информация

Автор Ikmes 86 VIP
Дата написания 2019-01-29
Оценка номера 4 + -

Комментарии (0)

Нет комментариев к этой новости
Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо войти в свой аккаунт.